Кукаренко Марина Юрьевна, учитель истории
Цель игры: Погружение в эпоху XVIII века
Задачи:
- Познакомиться с научной и популярной литературой по теме игры,
- Развивать интеллектуальные способности учащихся,
- Понять и осознать значение деятельности М. В. Ломоносова, его в клада в историю России, отечественную науку,
- Воспитывать гордость за гениального земляка.
Оборудование: портрет М.В.Ломоносова, газеты о М.В.Ломоносове, выставка на стене из фотоальбома, бумага для записей, ватман, цветные жетоны, ручки, карандаши, кнопки, скотч, магнитная доска, указка.
Игру желательно проводить среди учащихся старших классов (10-11 кл.)
Этапы проведения:
- Подготовительный. За месяц учащимся объявляют о проведении игры, знакомят с условиями и правилами игры, составляются команды, готовят газеты ("Ломоносов и химия"), подбирают и знакомятся с литературой.
- Проведение игры:
- Игра проводится в актовом зале, т. к. играют не менее 2-3х команд.
- Ведущий представляет жюри, в которое входят учителя литературы, истории, изо, географии и др.
- Объясняются условия игры. На полу нарисованы линейки. Учащиеся отвечают на вопросы конкурсов. Если ответ верный, то ученик переходит на другую линию, получая по 1 баллу. Если ответа нет или он неверный, то передается болельщикам. За правильный ответ они получают жетоны.
- В игре есть два творческих комплекса - конкурс на лучший памятник и написание оды Ломоносову, которые оцениваются по 10 баллов максимально.
- Количество конкурсов может изменяться и зависит от уровня подготовленности учащихся ("Биография Ломоносова", "Ломоносов-историк", "Ломоносов и просвещение", "Ломоносов и искусство", "Ломоносов – ученый" и др.)
- Подведение итогов. Итоги подводятся жюри и определяется класс - победитель, а так же активные учащиеся, которые награждаются грамотами и подарками.
- После игры учитель истории делает анализ, отмечает, что вызвало затруднения, недочеты игре, благодарит учащихся за хорошие знания.
Используемая литература:
1. Ломоносов М.В. "Избранная проза", "Советская Россия",1980г,
2. Некрасова Е.А. "Ломоносов - художник", М, "Искусство",1988.
3. Карпеев Э.П. "М. В. Ломоносов - великий русский ученый – энциклопедист", Ленинград, 1986.
4. Боховкин И.М. "Ломоносов и химия", "Северо – Западное", Архангельск, 1972.
5. Черняховский И.М. "Михайло Ломоносов", Просвещение,1961.
6. Фруменков Г.Г. "Слово о Ломоносове", "Северо-Западное", Архангельск,1986.
Конкурс 1. "М.В.Ломоносов"
(по принципу Блеф клуба)
-
Первым учебным заведением были Спасские школы (Нет, Славяно – греко – латинская академия).
- М.В.Ломоносов был несколько дней солдатом русской армии. (Нет, Прусской)
- Обоз с рыбой шел в Москву в течение двух месяцев. (Нет, Около 3х недель)
- Ломоносов ходил в море зуйком. (Да)
- Стипендия Ломоносова была 90 копеек. (Да)
- Отец Ломоносова оснастил свое судно на голландский манер (Да)
- Судно, на котором отец Ломоносова выходил в море, называлось "Стрелка". (Нет, "Чайка").
- Учащиеся Славяно-греко-латинской академии не имели каникул (Имели в августе).
- Ломоносов – потомственный дворянин (Да, он стал им).
- Ломоносов был фабрикантом (Да)
- Для МГУ было построено специальное здание (Нет).
- Учитель Ломоносова вел 3 предмета (Нет, 16 курсов).
- На обложке учебника по арифметике были портреты Магницкого и Петра I (Нет, Пифагора и Архимеда).
- Назовите, что было названо именем Ломоносова (Горный подводный хребет в Северном Ледовитом океане; кратер на невидимой стороне Луны; одна из малых планет; минерал).
- Правда ли, что жена героя Отечественной войны 1812 года, генерала Н. Н. Раевского - Софья Алексеевна- внучка Ломоносова? (Да, от дочери Ломоносова Елены Михайловны).
- Правда ли, что жена декабриста С.Г.Волконского – правнука Ломоносова? (Да, тот же род.).
- Отца Ломоносова звали Василий Иванович (Нет, Василий Дорофеевич).
- В 19 лет Миша начал помогать отцу (Нет, в 10 лет).
- 19 Ломоносов умер в 79 лет (Нет, на 54 году).
- Кто обучил Ломоносова грамоте (Дьячок Дмитриевской церкви С.Н.Сабельников).
- В.Г.Плеханов писал, что "Ломоносову чрезвычайно помогло то обстоятельство, что он был именно архангельским мужиком" Почему? (Поморы не знали крепостничества.).
- Ломоносов был женат на русской женщине Елизавете Андреевне. (Нет, на немке- Елизавете Христиане Цильх).
Конкурс 2. "Ломоносов и просвещение"
- Перечислить учебные заведения, в которых учился Ломоносов? (Славяно – греко - латинская академия, Петербургская академия, Маргбург, Фрейберг).
- Сколько языков знал Ломоносов? (31, на 11 - отлично, на 20 - читал без словаря и мог разговаривать на французском, английском, ирландском, польском, венгерском, латинском, еврейском, русском, словенском, эллинском).
- Сколько лет учился Ломоносов? (10 лет)
- Назовите любимое детище Ломоносова? (МГУ).
- Какого предмета не было в университете? (Богословия).
- Продолжите слова Ломоносова "всего труднее для учащихся" (леность, нерадивость).
- Как относился Ломоносов к второгодникам? (хорошо).
- Назовите те термины, которые Ломоносов ввел в русский язык?
- В 1745 году, первыми русскими академиками стали: (Ломоносов в области химии, Тредиаковский - профессор эловенции - красноречия)
- Когда была учреждена золотая медаль имени М.В.Ломоносова, кому присуждается? (С 1956 года, Постановлением СовМина СССР, высшая награда АН СССР, вручается ежегодно 1 русскому,1 иностранцу, за достижения в области наук).
- Назовите отрасли наук, в которых творил Ломоносов? (поэзия, физика, химия, астрономия, история, география, минералогия, геология, художества, филология, педагогика и др.).
- Какие книги Ломоносов считал "вратами своей учености"? (Псалтырь С. Полоцкого, арифметика Магницкого, грамматика Смотрицкого).
- "Имея 1 алтын в день жалованья нельзя было иметь на пропитание больше, как на 1 денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, обувь и др. нужды". О каком периоде жизни пишет Ломоносов?.(1731 год, Славяно-греко-латинская академия).
- Назовите города в Германии, связанные со студенческими годами Ломоносова. (Марбург, Фрейберг).
- Когда и в каком звании Ломоносов начал свою педагогическую деятельность?(1742 год, адъюнкт).
- Какие науки преподавал Ломоносов в университете? (химию, физику, физическую географию, натуралистическую минералогическую историю).
- Почетным членом каких академий считался Ломоносов?
- Назовите автора памятника Ломоносову в Архангельске, когда он был установлен? (И. Мартос, 1832 г.)
Конкурс 3. "Ломоносов - ученый"
- Что сам Ломоносов отвечал на вопрос о том, кто он по профессии? (Химик)
- О какой науке идет речь? Продолжите фразу: "химик без знания физики подобен человеку, который идет на ощупь " (о физической химии).
- Что означало во времена Ломоносова слово "ревность" (усердие).
- Какие приборы появились до Ломоносова, какие при нем? (До Ломоносова - перегонный куб, фильтровальная воронка, реторта, пробирка, холодильник – змеевик. Созданы Ломоносовым - термометр, финифтяная печь, микроскоп, весы с чуствительностью до 5 тыс.
- Какие химические операции были известны до Ломоносова, а какие появились при нем? (До Ломоносова - перегонка, перекристаллизация, упаривание, растирание.
При нем - качественный анализ, количественный анализ, взвешивание осадка).
- Продолжить строки из труда Ломоносова:
"Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но …. (стеклу "Письмо о пользе стекла").
- Как иначе назывался труд, в котором Ломоносов заложил фундамент отечественной науки о языке? ("Риторика" или "Краткое руководство к красноречию").
- Продолжите Ломоносова: "Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без …… " (грамматики).
- Кто сказал: "С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим"? (Белинский, 1834 г.)
- Назовите крупнейшие достижения Ломоносова в области астрономии. (май 1761 - открытие атмосферы на Венере).
- Каким образом связан с именем Ломоносова капитан - командор В. Л. Чичагов? (По предложению Ломоносова была организована экспедиция, начальником которой был назначенЧичагов. Открытие Северного морского пути - обучал штурмана, заботился об оснащении экспедиции навигационными приборами).
- "Колумбы русские, презрев угрюмый рок, меж льдами новый путь отворят на Восток". Какому научному плану Ломоносов посвятил эти строки? (Экспедиции по открытию Северного морского пути из Европы в Восточную Азию).
- Какими словами Ломоносов образно сказал о науке:
"Науки юношей питают,
Отраду старшим подают,
В счастливой жизни украшают
В несчастный случай берегут"?
- О чем говорится в произведении Ломоносова "Утренние размышления о Божьем Величестве".
"Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся
Борющись множество веков.
Там камни, как вода кипят
Горящи там дожди шумят". (О Солнце)
- В чем состояла заслуга Ломоносова как химика? (Превратил химию из "искусства" в точную науку).
- Какой была химия до Ломоносова? (Была в начальной стадии развития и считалась "искусственной", в котором главное было расщеплять сложные тела на простые и обратно).